Маркировка подшипников

Большинству из нас когда-либо приходилось иметь дело с покупкой подшипников качения для автомобиля или бытовой техники. В этом деле очень важно уметь расшифровывать маркировку подшипников, так как всего один символ в маркировке может поставить под сомнение возможность использования купленного механизма для ваших целей. Итак, существует европейская (импортная) маркировка и российская. За последнюю отвечает ГОСТ 3189-89

Российская система маркировки подшипников качения.

Маркировка подшипниковых узлов состоит нескольких частей. Основная цифровая кодировка, а также дополнительное условное обозначение (может добавляться слева и справа от основного).  Для наглядности дальнейшее знакомство с маркировкой подшипников проведем на примере вот такой кодировки:

6-180605 КС9Ш1

Основное цифровое обозначение

На примере выше основное цифровое обозначение это цифры в центре кода — 180605. На схемах ниже представлена структура этого кода.
  • Для узлов с диаметром отверстия внутреннего кольца 10 миллиметров и менее. Подшипниковые узлы диаметром 0,6; 1,5 и 2,5 миллиметров обозначаются через дробь.
Маркировка подшипников

Схема №1

  • Для механизмов с диаметром отверстия от 10 миллиметров и выше, кроме подшипниковых механизмов с диаметрами отверстий 22, 28, 32 и 500 миллиметров, обозначаемые через дробь.
Маркировка подшипников

Схема №2

Обозначение диаметра отверстия

ГОСТ 3189-89 описывает 4 диапазона диаметров, обозначение которых имеет специфические отличия:
  1. d < 10 мм
  2. 10 < d < 20 мм
  3. 20 < d < 495 мм
  4. d > 500 мм
Для первого диапазона действует Схема №1 Первое число (всегда начинаем считать с правой ячейки) в маркировке этих узлов равняется значению диаметра внутреннего кольца подшипникового механизма в миллиметрах. В этом диапазоне нормальным шагом является один миллиметр, то есть величина диаметров внутреннего отверстия – это числа от 1 до 9 миллиметра (целые). Когда величина диаметра внутреннего кольца подшипника составляет не целое значение, то предварительно необходимо прибегнуть к общим правилам округления и затем использовать округленное значение в обозначении подшипника. Значение внутреннего диаметра записывается в первую ячейку кода (ячейки считаются всегда справа налево). Во вторую ячейку в таком случае ставим цифру 5, показывая, что диаметр внутреннего кольца данного подшипникового узла имеет дробное значение. В третью ячейку всегда ставится 0 для подшипников из этого диапазона. Когда слева нет ни одного значащего символа, этот ноль можно отбросить. То есть, в ряде случаев маркировка подшипника может содержать всего две цифры.
Кейс № 1 Для узла с внутренним диаметром 2,75 мм округляем диаметр до 3 мм и ставим 5 во вторую ячейку. Например, подшипниковые узлы 60053 и 53
Для второго (как и для третьего) диапазона действует Схема №2 Для записи значений внутренних диаметров используются уже две ячейки, а в третью записывается серия диаметров. Для этого диапазона действуют определенные правила. К нормализованным диаметрам относятся 10, 12, 15 и 17 миллиметров. Остальные значения диаметров внутренних колец округляем до целых значений (стандартизированных, нормализованных) в пределах этого диапазона (таким образом 19,9 нужно округлить до 17 миллиметров). Для ненормализованных диаметров в 3-ью ячейку ставится 9. Все значения диаметров этого диапазона приведены в списке:
Таблица подшипников

Таблица  диаметров внутренних колец

К третьему диапазону относится большая часть подшипников. В этом диапазоне нормализованным является шаг в 5мм. Для кодировки диаметр внутренних колец необходимо разделить на 5 и результат записать в 1 и 2 ячейку.
Кейс № 2 Имеется узел с диаметром внутреннего кольца 95 миллиметров. Для такого узла число 19 будет являться кодом внутреннего диаметра (95/5=19). Например, подшипник 2319
Если при делении величины диаметра внутреннего кольца на 5 результат — не целое число, то полученное значение необходимо округлить до целого по стандартным математическим правилам и записать в 1 и 2 ячейку. В третью ячейку у таких диаметров вписывается цифра «девять».
Кейс № 3 Для подшипника с внутренним диаметром 44 мм необходимо 44 разделить на 5. Получаем 8,8 и округляем до 9. Т.е. последние три цифры кода – 909
К четвертому диапазону используется Схема №3
Маркировка подшипников

Схема №3

Для диаметров более 500 мм двух цифр в кодировке уже недостаточно, т.к. частное от деления – трехзначное число. Для этого используется схема №3. В ней после дробной черты указывается внутренний диаметр подшипника в явном виде (без деления на 5).
Кейс № 4 Для подшипника диаметром 609,65 необходимо сначала округлить до 610. Далее по правилам кодируем с использованием дробной черты. Например, 8479/610. Цифра 9 перед косой чертой указывает на то, что диаметр дробный.
Исключения из правил: У механизмов с диаметрами отверстия внутреннего кольца 0,6 мм; 1,5 мм; 2,5 мм; 22 мм; 28 мм и 32 мм, маркировка диаметра выполняется с помощью дроби. Значение при этом не округляется. Цифра перед дробью указывает серию диаметров.
Кейс № 5 Для подшипникового узла диаметром 2,5 мм маркировка выглядит следующим образом: 107609/2,5; а для механизма диаметром 28 мм – 808/28
Серии наружных диаметров (диаметров внешнего кольца)

Номера серий диаметров внешнего кольца приведен в таком порядке: сверху вниз при неизменном диаметре внутреннего кольца увеличивается внешний диаметр. 

Серии диаметров подшипников

Серии диаметров

У этой таблицы есть исключения. Если в обозначении подшипникового узла нет указания на серию ширин, то есть она равна нулю и не отображается в коде, то числа в третьей ячейки несут другое значение. 7 – нестандартные по внешнему диаметру подшипники, 8 – нестандартные по значению ширины подшипника, 9 – механизмы с диаметром внутреннего кольца ненормализованного размера. Подробнее о сериях ширин далее.

Типы подшипников

4 ячейка указывает на тип подшипника. Они приведены ниже (а также примеры во правом столбце):
Типы подшипников

Типы подшипников

Среди механизмов встречаются и особые типы подшипников качения — комбинированные подшипники. Система маркировки таких узлов будет рассмотрена далее.

Разновидность конструкции подшипника

5 и 6 ячейка кодируют конструкцию подшипника. При этом двумя нолями («00») обозначается базовая разновидность для любого типа подшипника. Все остальные обозначают какие-либо конструктивные особенности. Они описаны в ГОСТ 3395-89. Если обозначение разновидности конструкции обозначается одной цифрой, то ее записывают в 5 ячейку кода, а в 6 оставляют «0». В случаях, когда других значащих символов слева нет, этот ноль можно отбросить.
Кейс № 6 24315 Тип подшипника 4 (роликовый игольчатый), тип конструкции – «02» (радиальные однорядные без внутреннего кольца и сепаратора)

Серия ширин

Седьмая ячейка необходима для маркировки серии ширин. Существует зависимость ширины узла, от его внешнего диаметра, закодированного в 3 ячейке.
Серия ширин подшипников

Серия ширин подшипников

У любой серии диаметров есть соответствующие серии ширин. Также есть понятие размерной серии. Размерная серия состоит из серии ширин, типа конструкции и типа подшипника. Остальные цифры (серия диаметров и код внутреннего диаметра) заменяются на нули. Например, 42000 — скорок вторая размерная серия. Размерые серии
Кейс №7  Расшифровка основного кода механизма В7-50308 А1. Основная маркировка этого узла  – 50308. «08» – маркировка диаметра внутреннего кольца; таким образом он равен 40 мм (08 х 5 = 30). Обозначением серии диаметров наружного кольца является цифра 3, в данном случае — это средняя серия. «0» – тип подшипникового механизма — шариковый радиальный. «5»  – разновидность конструкции подшипника — однорядный с канавкой по наружному кольцу. Серия ширин – «0» (этот ноль также не входит в обозначение, так как слева от него нет значащих символов).

Дополнительное обозначение (слева)

Слева от основного может указываться и дополнительное условное обозначение. Оно отделяется знаком «тире». Правила заполнения действуют аналогичные, то есть:
  • заполнение идет справа налево
  • отсутствующие символы слева можно отбросить (если нет ни одного, то тире также отбрасывается)
В дополнительном обозначении в одном разряде может быть несколько символов!
Структура дополнительной кодировки приведена ниже:
Структура дополнительной кодировки

Структура дополнительной кодировки

Далее расшифровка по порядку справа налево. 1. Класс точности. Это сложный показатель, показывающий соответствие отдельных частей подшипника и подшипника в целом стандартам точности. Это относится как к габаритным размерам, так и к точности вращения, отсутствию биения и так далее. Важным моментом является является необходимость соответствовать стандарту одновременно всем показателям. Если хотя бы один показатель будет ниже, то весь узел будет отнесен к более низкому классу точности. Классы точности регламентированы ГОСТом 520-2002. В ГОСТе приведены все классы точности, но можно определить примерный класс точности в соответствии с таблицей:
Условное деление

Условное деление

Таким образом современной ГОСТ допускает выпуск подшипников 8 и 7 класса точности, т.е. ниже нулевого. Этим могут воспользоваться недобросовестные коммерсанты, поэтому внимательно изучите сопроводительную документацию и не покупайте подобные подшипники. У узлов такого класса точности очень ограниченное применение в самых неответственных узлах. Обратите внимание, что класс точности 6X в маркировке может указываться как «X»
Кейс №8Пример маркировки

2. Радиальный зазор

Радиальный зазор — это расстояние между телами качения (шариками или роликами, измеряется в микрометрах) и дорожкой качения на одном из колец, при смещении второго кольца в другую сторону. Если значение зазора отрицательно, то это называется посадкой «с натягом». Показатель очень важен, так как слишком малое значение зазора может привести к заклиниванию, а слишком большое к биению в подшипнике. Маркируется показатель цифрами от 0 до 9 в соответствии с ГОСТом 24810-81. Основные группы перечислены ниже:
Группы радиального зазора.

Группы радиального зазора.

Могут встречаться и ненормализованные группы радиального зазора. В таком случае они обозначаются буквой «Н» и вписываются во второй разряд дополнительного условного обозначения. Стоит отметить, что группа радиального зазора и класс точности подшипника никак не коррелируются между собой.

3. Ряд момента трения

Моменты трения определяются для стационарного режима (в момент вращения), а также для начала вращения (в момент трогания). Соответствующие величины кодируются цифрами от 1 до 9. Значения моментов трения можно определить по РД ВНИПП.021-01 В общем случае можно ориентироваться на следующую таблицу:
Ряды моментов трения

Ряды моментов трения

Для большинства подшипников требования к моменту трения не указываются вообще, поэтому наличие такой маркировки уже говорит о некой специфичности узла и особых требованиях к нему. Ужесточенная группа может быть у подшипников не ниже шестого класса точности, а особо ужесточенная у узлов не ниже пятого класса точности. Если ряд момента трения нужно указать у подшипника, имеющего нормальную группу радиального зазора (то есть второй разряд равен нулю), то вместо нуля во второй разряд ставится русская буква «М», чтобы избежать смещения третьего разряда во второй.
Кейс №9 Пример

3. Категория подшипника

ГОСТом 520-2002 установлено три категории подшипников: A, B и C. Основные отличия представлены в таблице ниже, но в любом случае лучше руководствоваться нормативным документом (скачать можно на нашем сайте).
Категории подшипниковых узлов

Категории подшипниковых узлов

В подшипниках категории С, маркировка категории не указывается. Для остальных категорий в четвертом разряде указывается сама категория, а перед ней номер дополнительных требований. Для категории А это цифры от 1 до 7, а для категории В — от 1 до 5. Если второй и/или третий разряд дополнительного обозначения равны нулю, то категория подшипника указывается на их месте. Если первый разряд (класс точности) также равен нулю, то «0» в маркировка остается, а категория подшипника указывается во втором разряде.
Кейс №10 Пример
Дополнительное обозначение (справа) Справа от основного может указываться дополнительное обозначение, в котором разряды нумеруются слева направо, как представлено на схеме:
Структура дополнительной кодировки справа

Структура дополнительной кодировки справа

Основные правила кодирования в правой части маркировки:
  • В начале каждого разряда обязательно ставится заглавная буква (преимущественно кириллица);
  • После буквы может идти одна или несколько цифр;
  • Цифры всегда относятся к букве, стоящей слева.
Назначение разрядов (слева направо): 1. «Повышенная грузоподъемность». Обозначается литерой «А». Однорядные шариковые подшипники выпускаются только с повышенной грузоподъемностью, поэтому этот параметр можно опустить. А вот для роликовых подшипников этот параметр существенен. 2. «Конструкция». Обозначается литерой «Н» и отмечает наличие особенностей конструкции того, или иного типа подшипника. Саму конструкцию необходимо уточнять по соответствующим ГОСТам. 3. «Материалы, отличные от обычных». Перечень материалов для колец, тел качения и сепараторов представлен ниже.
Материалы колец и тел качения

Материалы колец и тел качения

Материалы сепаратора

Материалы сепаратора

4. «Конструктивные изменения». Обозначается литерой «К». Изначально подшипник не имеет конструктивных изменений. Первое изменение маркируется «К», второе «К1», третье «К2» и т.д. Также в этом разряде могут кодироваться и вполне определенные изменения, представленные в таблице ниже:
Значение знака конструктивных изменений

Значение знака конструктивных изменений

5. «Модифицированный контакт». Обозначается литерой «М». Под контактом понимается площадь соприкосновения роликов с дорожкой качения. Даже при небольших перекосах и несоосностях возникает так называемый «краевой эффект», для нивелирования которого контакт и модифицируют. В основном модификации подвергаются ролики, у которых центральная часть делается немного выпуклой, что помогает компенсировать негативные последствия краевого эффекта и продлить срок службы подшипника. 6. «Специальные технические требования». Обозначается в основном литерой «У», но иногда может использоваться и литера «Ж». К требованиям, которые кодируются в этом разряде относятся требования к шероховатости поверхностей, требования к осевым зазорам, к нанесению специального покрытия и т.д. 7. «Температура отпуска». Кодируется литерой «Т». Стандартная температура отпуска — 150С. При такой температуре отпуска в этом разряде ничего не указывается. Повышенная температура отпуска необходима для улучшения характеристик работы подшипника в условиях повышенных температур. Однако следует отметить, что улучшение характеристик с помощью повышенной температуры отпуска одновременно приводит и к уменьшению долговечности подшипника. Нормы требований можно посмотреть на примере подшипников из стали ШХ-15 в таблице ниже:
Требования к температуре отпуска

Требования к температуре отпуска

У специальных сталей подход к маркировке этого параметра несколько иной, т.к. они имеют всего два режима отпуска: обычный и повышенный. Обычный соответственно не кодируется, а для повышенного используется литера «Т» без цифрового индекса.
Узлы, в дополнительной маркировке которых есть  литеры «ЮТ», можно использовать при рабочих температурах до 350° С, а имеющие литеры «РТ» – до 450° С.
8. «Марка пластической смазки». Маркируется буквой «С». Для стандартной смазки ЦИАТИМ-201 маркировка не указывается. Официальные виды смазок представлены в таблице ниже:
Обозначения пластичных смазок

Обозначения пластичных смазок

9. «Уровень вибрации». В большинстве случаев кодируется литерой «Ш». Цифры после буквы «Ш» (если таковые имеются) говорят об увеличении требований к максимально допустимому уровню вибрации. Чем больше цифра, тем жестче требования. В основном ужесточенные требования по этому показателю используются в отношении подшипников, применяемых в электротехнике. 10. «Особые отличия». Маркируется разряд литерой «П», что значит «пилотный». К подшипникам такой серии применяются повышенные требования, что увеличивает стоимость изготовления в десятки раз. Применяются в самых ответственных узлах и механизмах, а процесс изготовления фиксируется на каждом этапе. Есть и другие обозначения в этом разряде. «Д» — означает дюймовую размерность посадочного диаметра (сам диаметр указывается после литеры); «РМ» — ремонтно-восстановленный подшипник. Это все, что необходимо знать о порядке расшифровки маркировки подшипников. Конечно, необходима определенная сноровка, так как система достаточно сложная и не очень удобная. Вы можете сохранить эту страницу в закладки и пользоваться шпаргалкой ниже при необходимости (нажмите для увеличения):
Шпаргалка

Шпаргалка

 

Не забудь сохранить статью!

FacebookTwitterGoogleVkontakteOdnoklassniki


  • Юлия Фелис

    Хорошая классификация подшипников здесь дана, но сейчас все упростилось с появлением онлайн-сервисов. Вбиваешь вин-номер и тебе сразу выдает все маркировки запчастей, в том числе и не оригинальных.

  • Сергей

    Мне кажется, что все это слишком сложно. Гораздо проще найти в интернете маркировку по модели машины и году выпуска. Или сказать продавцу, для чего тебе нужен подшипник и пусть он сам ищет.

    • MIkhail

      Сергей, спасибо за отзыв! Статья скорее носит обзорный характер и описывает российскую систему маркировки подшипников

  • Viktor Zholudev

    Пришлось мне иметь дело с маркировкой подшипников цифровое обозначение имеет важную роль в деталях. Спасибо за доступную качественную инструкцию применения и вычисления, хорошая статья.

    • MIkhail

      Виктор, спасибо за комментарий!

Каталог подшипников β
Маркировка подшипников
Подбор подшипников

Как вы предпочитаете проводить выходные?

Посмотреть результат

Загрузка ... Загрузка ...

Хорошая реклама

Хорошая реклама

Хорошая реклама