Классификация подшипников качения

Подшипник – механизм, обеспечивающий вращение вала с минимальными потерями на трение за счет использования тел качения, имеющих низкий коэффициент трения. Наиболее распространенными в промышленности являются подшипники качения, которые в свою очередь имеют очень много подвидов. Подробная классификация подшипников качения будет рассмотрена в этой статье.

Классификация по различным признакам

Подшипники качения – это подшипниковые механизмы, в которых основными рабочими элементами являются тела качения, имеющие низкий коэффициент трения. В зависимости от их количества, расположения, конструктивных особенностей подшипники качения подразделяются на множество категорий. Ниже будут даны признаки и типы подшипников качения, которые обладают этими признаками. Также будут даны пояснения по маркировке (российская маркировка по ГОСТ 3189-89). По виду тел качения
  • Шариковые – сферические тела качения
  • Роликовые – цилиндрические (игольчатые) тела качения
Различные тела качения

Различные тела качения

Конструкция подшипников качения позволяет использовать оба вида тел качения, в зависимости от назначения. Сферические тела качения имеют более низкий коэффициент трения, но роликовые тела качения выдерживают повышенную нагрузку. За маркировку типа подшипникового узла отвечает четвертая цифра справа.
Шариковые подшипниковые механизмы маркируются цифрами: 0, 1, 6, 8. Роликовые: 2, 3, 4, 5, 7, 9.
По количеству рядов тел качения
  • Однорядные
  • Двухрядные
  • Многорядные
Использование увеличенного количества дорожек позволяет повысить долговечность подшипников качения. Нагрузка на такие подшипниковые механизмы может быть увеличена. Однако с увеличением качества подшипников качения, растет и его стоимость, поэтому использовать такие подшипники необходимо там, где это экономически оправдано. Тоже самое можно сказать и про линейный подшипник, речь о котором пойдет ниже.
Разное количество дорожек

Разное количество дорожек

За маркировку этого признака отвечают 5 и 6 цифры маркировки. Подробно они описаны в ГОСТе 3395-89.   По форме колец подшипника
  • Цилиндрический
  • Конический
Преимущество конического подшипникового узла перед цилиндрическим – повышенная статическая и динамическая грузоподъемность. К таким узлам относятся роликовые конические подшипниковые механизмы (цифра 7 в четвертом разряде маркировки). Состав подшипника содержит внутреннее кольцо конической формы.
Конический подшипник

Конический подшипник

По типу воспринимаемой нагрузки Виды подшипников качения по этому признаку:
  • Радиальные
  • Радиально-упорные
  • Упорные
Радиальные подшипниковые узлы воспринимают нагрузку в направлении, перпендикулярном оси вращения. Упорные же воспринимают нагрузку в направлении, совпадающем с осью вращения. Устройство упорно-радиальных узлов позволяет воспринимать нагрузку в обоих направлениях. По возможности компенсации несоосности вала
  • Самоустанавливающиеся
  • Несамоустанавливающиеся
Самоустанавливающийся подшипник

Самоустанавливающийся подшипник

Самоустанавливающиеся подшипниковые механизмы представляют из себя сферические двухрядные шариковые или роликовые подшипники. Первые позволяют работать при повышенных оборотах, а вторые при повышенных радиальных и осевых нагрузках.
Установка таких подшипниковых узлов позволит компенсировать перекосы или прогибы валов.
По ширине подшипника
  • Узкие (7)
  • Нормальные (1)
  • Широкие (2)
  • Особоширокие (3, 4, 5, 6)
Серия ширин маркируется седьмой цифрой (первой цифрой, слева направо). В скобках указаны цифры, соответствующие каждой серии. По габаритам
  • Сверхлегкие (8, 9)
  • Особолегкие (1, 7)
  • Легкие (2)
  • Средние (3)
  • Тяжелые (4)
  • Легкие широкие (5)
  • Средние широкие (6)
Признак маркируется третьей цифрой справа. Соответствующие цифры приведены в скобках. По классу точности
  • Низший
  • Высший
  • Дополнительный
Классы точности подшипников качения указываются в левой части маркировки перед дефисом. Если класс точности нулевой, то эта часть маркировки может опускаться. Качественный подшипниковый узел имеет более высокий класс точности. Линейный подшипник также обладает классом точности. Это основные характеристики, по которым классифицируются подшипники качения. Помимо этих, существует множество других признаков – по виду применяемой смазки, по наличию конструктивных изменений и т.д. Даже зазоры в подшипниках качения подлежат классификации и маркировке. Подробный перечень приведен в ГОСТ 3189-89, а также в статье Маркировка подшипников на нашем сайте.

Дефекты подшипников.

Классификации подлежат не только сами подшипниковые механизмы, но и возможные дефекты. Наличие информации о них позволяет произвести точный расчет подшипников качения, а также производить своевременный ремонт подшипников качения. Итак, дефекты подшипников качения можно разделить на следующие группы:
  • Повышенный шум
  • Повышенный нагрев
  • Выкрошивание рабочих поверхностей колец и тел качения
  • Увеличенный радиальный и осевой зазоры в подшипнике
Возможные причины и способы устранения представлены ниже:
Дефекты узлов

Дефекты узлов

Устройство узлов обязывает производить очень точный монтаж подшипников качения, чтобы избежать появления этих дефектов. Одним из способов своевременно и точно выявить неисправность является вибродиагностика подшипников качения. Форма вибрационного сигнала позволяет очень точно определить характер неисправности.

Достоинства и недостатки подшипников качения

В завершении хотелось бы сказать пару слов об этих узлах в целом. Подшипники качения получили повсеместное применение, т.к. низкий коэффициент трения позволяет очень эффективно использовать механизмы. Помимо традиционных подшипниковых узлов встречается и линейный подшипник. Он служит для линейного перемещения и иногда называется шариковой втулкой. Действующие на подшипники силы можно уменьшить за счет низкого коэффициента трения, а также возможна регулировка подшипников. Но это уже выходит за рамки данной статьи. Более подробная информация здесь. Также обратите внимание на очень интересный семинар С уважением, команда podshipnikcentr.ru

Не забудь сохранить статью!

FacebookTwitterGoogleVkontakteOdnoklassniki


Маркировка подшипников
Подбор подшипников

Как вы предпочитаете проводить выходные?

Посмотреть результат

Загрузка ... Загрузка ...

Хорошая реклама

Спецодежда

Хорошая реклама

Хорошая реклама